burduh: (Default)
2016-02-05 07:57 am

Чуть за брейкданс

"Свобода... Тебе знакомо это слово? Какой бы ты сделал шаг, если бы не было иного пути?"

Трудно представить то, чего быть не может. С будущим внесистемным - примерно так и обстоит. Одно дело, когда тебя берут и направляют. А ты ведешься, и телега катит. Нормально, скорости бывают.

Сегодня про когнитивные искажения говорить любят многие из моей сферы. Мне такая метафора катит: черная дыра, искривление пространства, когда небесконечность в то же время становится предельной - то есть ты-то бесконечно улетаешь, а вот наблюдатель говорит, что завис. Сфера с бесконечным приближением.

Но вопрос не в том, какой ярлык повесить. Хочется иной раз и на свет.  Тут один из стилей - пьяный кулак. Отключение логического, последовательного, следование за наводками. Даже если замкнут в индукционной петле, наводки она ловит прекрасно. И те сущности, которых фильтрует не петля уже, а способ обработки сигнала, входят в расслабленную голову.

Нечёткие обозначения, отклонения от доминанты... Игра. Размытые границы.

Правило - это лисий хвост. А парни ломают, в танце.

burduh: (Default)
2015-09-26 08:56 am

Старая зазывалка на "Бременских музыкантов"

Подвешу, чтобы под рукой под настроение


Энтин, Гладков, Ливанов, 1968 год. Лето любви только что кончилось. Как и хрущёвская оттепель. Застой. Страна вглядывается в будущее в поисках новых решений.

Предлагает ли их мультфильм? На первый взгляд, да: смелые, свободные, но бродячие музыканты (призрак бродит по Европе, ага) - "обновленный" комсомол поет, пляшет, показывает трюки и выглядит заведомо привлекательнее глупого короля, скучного двора и кровавой гэбни в лице гениального, но бездушного, расчетливого сыщика.

Но только до тех пор, пока мы не вслушиваемся в музыку и текст. Добры ли музыканты? Нет. Они просто носители иного. Их ценности - веселье, свобода, цветочные поляны. Но кормятся они с того же народа, с которого кормится король. Трюками, песнями и прочим. Поколение эффективных хипстеров, так точно. И вот здесь сказка приобретает пугающую прозорливость. Именно такая "комса" - хипповая, фестивальная, модная, пришла на смену щекастым королям из разнообразных партийных дворцов. Но видения будущего даже у либеральных любителей [свободы] не было: наше счастье жить такой судьбою. Ну и да, дружбу среди друг друга они ценят, что есть, то есть. Вольные каменщики) И в Тольятти тоже.

В музыке это еще заметнее - карикатура на рок, умелая, но едкая.
В сказке НЕТ положительных героев. Разве что принцесса, которая, как и народ одной большой страны, не знает, чего хочет. И сбегает из дворца, пленившись веселой песней малознакомого бродяги с гитарой.

Считаю ли я мультик пророческим? Да. Именно так и получилось в Тольятти. На смену королям (иногда глупым) пришли хипстеры, которые "и на фортепьяне" могут. Надежная охрана прозевала смену власти. Вот только разбойники, которых Гладков очень тонко высветил музыкально (да-да, парафразы Аркадия Северного можно найти) никуда не делись. Равно как и гениальный сыщик немецкой генеалогии вполне себе способен разговаривать на разных языках. "О, йес". Впрочем, я думаю, что создатели мультика просто не стали пугать детей. Хотя с Натальей Сац трудно не согласиться. Некоторые ведь воспринимают сатиру на полном серьезе
burduh: (Default)
2014-10-12 01:22 pm

Fica tranquillo

In the pocket

Это сочетание слов используют, когда говорят о музыканте с прекрасным временем, для которого вытащить "из кармана" любого количества и качества звуки не составляет труда. Они ведь уже существуют, просто "в кармане" лежат.

Сегодня я немного скажу об этой истории, как чувствую сам. Для [livejournal.com profile] egida, кстати, автор "Улицы Космонавтов" об этом давеча писал.

Замечу только, к музыке особой привязки нет. Я знаю актеров и режиссеров, литераторов и политиков, ученых и кого-угодно-еще, которые не лезут в карман за чем-то. Просто выкладывают и показывают.

Я это воспринимаю как состояние попадания в некий мир, в котором связи между пластами реальности (?) существуют в несколько ином виде, чем в привычной причинности времени-пространства. Иными словами, там вечный успех, поскольку самого понятия спешки не существует. Все уже есть. Было и будет всегда. Потенциальное пространство, мультиверсум. Все, что требуется сделать проводнику - приоткрыть завесу того мира для людей мира этого. В коробке с карандашами есть рисунки всех времен.

Муки творчества? Да нету их. Есть волшебная полянка, на которой рассыпаны всякие разные разности, и весь твой артистический вкус заключается в том, какие из разностей ты отбираешь для новой игры. Не создаешь, а собираешь. И переполняющее чувство восторга и полноты в этом лесу вряд ли можно назвать муками. Awe. "хочется мечтать и быть вечным влюбленным ребенком, мудрым на добро и зла не помнящим"

Конечно, потом наступает период ответственности, когда от камня нужно отсечь все лишнее, но это уже тема для производственных романов.

Мне посчастливилось учиться у людей, карманы которых всегда были полны и открыты для всех. Один из них, Юсиф Маилов, ушел прошлой зимой. Сегодня ему исполнился бы 31 год. Про уход другого, Саши Черного-Александра Гинзбурга-Черняева, я узнал только вчера. Из Самары, через множество точек планеты и последнюю остановку в Рио, большой души музыкант отправился в новое путешествие. Счастливого пути, Саша! Спасибо за Музыку!

burduh: (Default)
2014-10-04 06:29 am

Але його хіп-хоп насправді обернувся шишем...

"Кобзари, прежде всего, были моральными авторитетами в народе[1]. В народных верованиях кобзарь был персонажем «из-за реки» (то есть «с того света»). И вместе с персонажами обряда сватанья, а также обрядов Коляды и Маланки, он, как несколькими столетиями раньше волхв, приходил в семью, чтобы «испытать» три поколения на правильность воспитания их предками и правильность воспитания ими своих потомков."


I
Я любила Грицка, Грицка, прикинь, любила Грицка
Тогда была у Грицка в карманчике клубника
Он приходил, меня работал, а я любила Грицка
Вспоминаю и краснею, словно та клубника

Сделай мне хип, сделай мне хоп
Сделай мне (А!), сделай мне хип-хоп

II
Ваня (Ваня!) сбежал с окраины Ваня
Забыл он все, и наше неудачное свиданье
На горы, реки да озера наплевав, купил - холера
Свидетельство семита с разговорником иврита

Вания, Вания съехал до Израиля,
Там в Израиле он теперя зашибает мани
Пишет он, что сделали немного обрезанья
Он не хотел, ему сказали: ты ж не в Рязани, Вания!

Это ли хип, это ли хоп.
Это ли А!, Это ли хип-хоп

III.
Микола (Микола) не пьет больше кока-колы
Он сменил ориентацию. (Тьфу!) Наверно, не без рации.
Ведь люди добры говорят, Микола щас в Канаде
Танцует в баре, хлопают там голубые дяди

А я тогда любила, как же я любила Грицка
За то, что у Грицка в карманчике клубника
Приходил, меня работал, а я любила Грицка
Вспоминаю и краснею, словно та клубничка

Do me a hіp, do me a hop
Do me a!, do me a hіp-hop

IV.
После облавы чекисты били батьку Мирослава
Об лавки головой, и вывезли к лесоповалу
Чтобы закрыть дела, дал Мирослав лавэ богато
Повернулся, развернулся, вылез в депутаты

Всех чекистов спортил, ну а прочих взял под крышу
Всех он взял под крышу, только не моего Гришу
А я любила Грицка, любила, дура, Грицка
Ох, знать бы мне, любимы внуки, что станет он пьяницей

Недолгий был хип, недолгий был хоп,
Недолгий был, недолгий был хип-хоп

V.
Эники-Беники съели вареники, Эники-Беники слушали рэп
Повяли ушками, яблочки скушали, ну а затем мочканули хип-хап

Все, что наштопали после прохлопали, все, что намазали потом послазило
Все повылазило разними лазами разом с водолазами и верхолазами

Гришу, Гришу, любила только Гришу
Только его хип-хоп на деле обернулся шишем...
burduh: (Default)
2014-08-29 11:24 pm

Слова про музыку

Соберу с разных полей:

= допевка
= запев
= разноголосица
= распевка
divisi = расщепление
аккорд = созвучие, многозвучие
аугментация = повышение, высветление, подсветка (диминизация - наоборот)
бас, тенор, альт, сопрано =?
вокал = голос
галоп и пунктир - спотыкашки)
гамма = ряд
грув = кач
интервал = шаг
каденция = оборот, поворот (turnaround)
кода = доигрыш, концовка
контрапункт = противоход
кульминация = накал
лад=лад
мелодия = песня
мотив = попевка
мотив = попевка
пауза = ? дырка?, окно
период = предложение
полифония = многоголосие
реверберация = замазка, эхо
реверберация, холл = замазка
репетиция групповая = сыгровка
репетиция личная = повтор
реприза = повтор
синкопа = сбивка, подсечка
соло = отыгрыш
такт=?
тон= краска
тональность = расцветка
фермата = затяжка
фуга, канон = догонялки, бег
хор = хор (Египет он Египет и есть)
эффект = примочка

Не уверен, ищу помощи. Народники, помогайте.
Словечко "ладун" обнаружилось: http://www.questionsonislam.com/article/what-does-8220ilm-i-ladun8221-mean

Интересно, сходство с ладом - случайное?

burduh: (Default)
2014-03-03 08:55 am

Отражая модные тенденции...

...позанимаюсь тоже антропологией, как это делал неоднократно рекомендуемый мною к прочтению Франк Заппа. Эпиграф, впрочем, оставлю тот же:

По своему богатому опыту дирижера, солиста оркестра и простого слушателя я знаю о всеобщем и повсеместном злоупотреблении властью, зависящем от того, в чьи руки она отдается в данный момент. Оркестр, осознающий свою власть над дирижером, к которому он может испытывать неприязнь по любой причине, от отсутствия музыкальности до простой необщительности, нередко пользуется этой властью так же безжалостно, как и дирижер, употребляющий власть лишь потому, что ему не нравится цвет лица скрипача или как тот сидит во время игры. Ученые мужи могут сколько угодно рассуждать об «авторитете» дирижера, о его «работе с палочкой» и «знании партитуры», но в действительности управление оркестром осуществляется чаще всего на куда более прозаической основе экономических отношений.

Оскар Левант, «К вопросу о невежестве» (1942).

Итак, по моим многолетним наблюдениям, музыканты в российских просторах делятся достаточно четко по группам, заданным в свое время составителями советских образовательных стандартов (впрочем, и не советских даже - фильм "Серебряные струны" тому пример). Конечно, тут абсолютизировать не стоит, я говорю, скорее, про "консерватОрские" (но не консервАторские) города, где за соблюдением этой традиции следит специально обученная масса граждан.

Группы следующие: теоретики (ОТМ), пианисты (ФПО) и струнники (ОСИ), вокалисты (ВО), дирижеры-хоровики (ДХО), духовики (ОДИ), народники (ОНИ). Ударников готовят существенно меньше, мой опыт с ними мало совпал. Деление довольно традиционное, по семействам инструментов.

Но, на мой взгляд, можно эти группы соединить по репертуару, тогда групп будет поменьше:

- репертуар условно-классический (ну примерно с Баха до примерно 20 века). В основном достаточно узкий пласт западно-европейской музыки (хотя при желании в нее можно зарыться так, что мало не покажется), с некоторой русской классикой, написанной с использованием похожих лекал (повторюсь, я очень грубо сейчас режу). Эти люди в основном учатся на то, чтобы играть музыку в специально подготовленной среде (филармонии, БЗК и т.п.). За самой музыкой, как правило, тянется большой шлейф устной и письменной истории и, соответственно, образуется канон. Строгий достаточно. Сюда попадают теоретики (хотя это вообще очень интересный класс граждан), пианисты и струнники почти полностью, некоторые вокалисты и духовики (дерево, а также очень хорошая медь).

- репертуар условно-народный, джазовый и эстрадный. Тут граждан объединяет импровизационность и свобода интерпретации (степени свободы разные). Кстати, забавно, в книжке "Музыка народов Азии и Африке" в статье про азербайджанский мугам (привет, друг!) про то же разделение внутри одного жанра идет речь. В эту группу попадают народники, джазовые пианисты (мало их), вокалисты-эстрадники и часто дирижеры-хоровики, духовики частично. Ситуации, в которых эта музыка может слушаться, крайне разнообразны. Соответственно, им приходится реагировать, постоянно и на разное. Каноном тут уже сыт не будешь (в буквальном смысле слова).

Разность отношений со средой порождает фенотипическую разность, которую порой обостряют. А на самом деле этого разделения не существует.

burduh: (Default)
2013-11-17 10:41 pm

О переходах

За биологию и экологию я редко пишу здесь. Но вот сегодня слова Виктора встретил в сети - прощание с ребятами:

"Love and Blessings to our friend Bob Babbit and my uncle Durwood as they pass from this realm into the next - the true meaning of success".

И захотелось немного развернуть.

Понятно, что термин "сукцессия" для русского уха значит мало. Когда про сгоревшие тольяттинские леса говорят, я нередко употребляю этот термин, чтобы сообщить, что не стоит устраивать причитания там, где нужно брать меч Колесова и саженцы.

В движении - жизнь. Мы рождаемся и умираем, зажигаются и гаснут звезды. Частицы, из которых состояли наши тела, составляют основы для новых вселенных. В этом смысл слова success - последовательность. К успеху не нужно спешить. И не нужно его бояться.


burduh: (Default)
2013-07-14 03:09 pm

Ad libitum про полиритмы


Время продолжить роман в постах, видимо.

Есть много способов воспринимать окружающее. Мир, решенный как меняющееся, дарит наблюдателю возможность видеть изменения на разных уровнях. В социуме такое видно хорошо - одни уславливаются жить в геологическом времени, а другие следят за ежедневным курсом.

Понятно, что в мире музыки находятся аналогии. Одна из очевидных - полиритмия, или существование в одном временном промежутке нескольких возможностей объединения длительностей нот в рисунки.

Read more... )
burduh: (Default)
2013-07-13 10:37 am
burduh: (Default)
2013-07-09 08:32 am

Не нашел текста в сети,

А там ведь те самые три аккорда)

Happy at those people who choose to be free
They always have the greatest personalities
You like having them around when you're feeling down and incomplete
Knowing the right things to say at the right time
And if they don't know the answers they will find them
You become attracted to their wisdom, virtue and state of mind

Understand it's up to you to finally face the truth and check out all the signs
(You're empty) when alone lost when friends are gone
And you can't stay on your mind
You just need to know that

Good times Good times (Oh, Lord)
Waiting there for you
All you gonna do is
Believe and release
You wil make it through
You wil make it through

And you become someone whos mind has been set free (wrong line)
Others will notice your great personality
They'll notice your heart is pure, intentions are both secure and complete (wrong line)
You know all the right things to say at the right time
If you don't know the answers you will find them
They become attracted to your wisdom, virtue and state of mind

Understand it's up to you to finally face the truth and check out all the signs
You're empty when alone lost when friends are gone
And you can't stay on your mind
You just need to know that

Good times Good times (Oh, Lord)
Waiting there for you
All you gonna do is
Believe and release
You wil make it through
You wil make it through

burduh: (Default)
2013-05-29 11:00 pm

Об основаниях, среде и искусстве бега

Стилевые стандарты, которыми насыщены книжки и сеть - это костыль, палка. И как любая палка, он вполне может бить обоими концами того, кто с ним неправильно обращается. Выяснять, чья самба оригинальнее - это примерно как спорить, какое основание для системы счисления оптимально. Без дополнительных уточнений походит на фарс.

Есть уровень ощущения музыки, когда понимаешь, что то, что играется, субъективно правильно, здесь и сейчас. Качает, прет, радует, несет - да как угодно. Думаю, что книжное нужно сугубо для вот этого странного субъективного ощущения. Ощущения безусловного как река.

Но как быть ,если вдруг ощущения подводят, и считаешь абсолютным максимумом то, что не является даже локальным? Тут выручают записи. Состояния ума переменны (такой уж flow), и прослушивание записей в разных состояниях иногда позволяет выделить существенное и то, что может быть улучшено.

Сейчас делать записи  довольно просто, доступно практически любому. Это помогает. Самый пристрастный критик и слушатель обычно прячется где-то в Зазеркалье.

Среда, конечно, определяет эстетические стандарты, как локально, так и глобально. Не думаю, что желание угодить в вечность посредством распространения записей, впрочем, отлично от других страстей. Но и ярлыки вроде конформизма не так уж опасны, если удалось взлететь. 
burduh: (Default)
2013-05-23 02:10 pm

Me lembrou Carlitos

Глубинный смысл, конечно, в ушах слушающего легко обнаружить.

И все же пьесы Brazil, Smile и O bebado e a equilibrista связывает немного больше, чем общее гармоническое решение и похожие мелодические ходы.

Цитирует Joao Bosco, явно, и в тексте об этом говорит.

Для меня такое цитирование лишь увеличивает ценность работы. Красиво потому как.

burduh: (Default)
2013-03-16 08:21 pm
Entry tags:

(no subject)

Воля оправданий не просит. В окна не заглядывает и в двери не стучит. Проявится вдруг и уводит за собой, туда, где закатный солнечный луч становится призрачным сгустком. В гудящую тишиной весеннюю прохладу, где отплясывают, обнявшись, былое да грядущее. Зовет, мягко и настойчиво.

Пойти на тот зов, однако ж, не всякий решится. Сгинуть в наших краях - дело нехитрое, а какою тропкою зов поведет, кто ж наперед знает? Кем выйдешь, да и выйдешь ли? Темное дело, тайное.

Может, потому и не услышишь о том разговоров людских - все больше о близком да многотрудном. Ведь и дома надо ставить, и ребятишек поднимать, а солнце здесь привередливое очень, до милостей жадное. Так, в заботах этих дни да года и проходят. Однако ж нет-нет, а и промелькнет в беседе прозвище ушедшего, прервется ненадолго нить разговору, помолчат, вздохнут о своем. И дальше колесо жизненное покатится.

Забавы все ж эти - с городами в поднебесье, да старцами, из земли выходящими - они для праздного человека игрушка. А поосновательнее кто, тому посредник такой лишь помеха. Ведь не говорят с волей, волей дышат.
burduh: (Default)
2013-02-16 03:35 pm

Кипение возмущенного разума про бас

Музыкальная (и не только) литература всегда казалась мне подозрительной дисциплиной. Как и история. И тут даже не в кандидатских диссертациях дело.
А тут вот видео (How Music Works - Bass (full)) посмотрел - ребята взяли на себя популяризаторскую функцию, и как это часто бывает у популяризаторов, упростили и уплощили донельзя.
Я вот коротко по-своему напишу о том же самом.

1. Бас в музыке - это часть реальности, которая уже заметно проявляется образом при многоголосном складе (впрочем, и в одноголосии, при наличии в ладу более, чем одной ступени, уже начинаются похожие эффекты). Бас выступает дополнением к множеству звуков мелодии, с гармонической и ритмической точки зрения. Его можно рассматривать как живой фон к мелодии, можно - как самостоятельную мелодию, можно - как главную мелодию. Правила тут нету, аргументация определяется контекстом и слушателем. Более низкие звуки имеют больший вес для слушателя и становятся "точками сборки" музыкального путешествия.

2. Причина особенностей баса - в восприятии частот человеческим организмом. Более низкие вибрации оказывают более заметное воздействие на органы тела - резонанс там, чакры нижние и всякое такое. Хочешь вывести толпу на танцпол - добавь басов, разбуди нутро, а сверху придави ум агрессивными высокими частотами ударных. По этим причинам, обертоновый ряд мы выстраиваем по нижнему звуку, воспринимая более высокие звуки как производные (чаще всего, но не всегда). Звуки не обязательно должны иметь однозначную частоту - в перкуссионных оркестрах функция баса довольно заметна.

3. Соответственно, бас присутствует в музыке с незапамятных времен. Конкретные диапазоны частот, конечно, я не назову, но многие традиционные инструменты звучат довольно низко. Так что тезис про 400 лет баса - это мимо сильно. Воздействие низких частот на психику исследовано было подробно еще до написания Нового завета и всех этих греческих залов с рокочущими голосами Зевса.

4. Приводя примеры баса, соответственно, не надо упираться в Баха и Джеймса Джемерсона. Включите арабскую музыку, послушайте африканские оркестры с перкуссией. Григорианский хорал послушайте или в ближайшей церкви певчих. Если восприятие не сужать, то и расширять не придется)

На мой вкус, вместо загруза ребят историей, лучше их физике учить. А про остальное как-нить в другой раз.

burduh: (Default)
2012-12-21 07:53 pm

"...till the spell was finally broken by some more venturesome members of the colony" (Wheeler, 1910

Вот тут мне вчера напомнили про феномен Moulin de la mort у социальных животных муравьев. Утрачивает группа Ход и движется кругами, возлагая надежду друг на друга. Ты - друг, я - друг, круг крепнет. С каждым разом его становится разорвать все сложнее. Такая сделка с эволюцией, по одной из версий: расставаться с "чувством плеча" и доверием в социуме оказывается дороже, чем обеспечить выживание всем беспутным. Ведь не все группы будут ходить кругами всегда.
Надо ли говорить, что аналогии с сансарой сообществ несколько более прямоходящих социальных животных приходят немедленно? Но вопрос ведь не в феномене, а в техниках остановки внутреннего вертухая.
А сегодня видео подбросили. Там тоже мельница, windmill. Внутренняя мельница брейка как средство от засасывающей круговерти бытия. Танцуйте, ребятушки!


Tnx b-boy Yury

burduh: (Default)
2012-12-17 04:40 pm

Проходя мимо

...чего-то задумался, как связанны "джанни" и "джиен". Ведь есть где-то звено. Одна Евразия. И Индостан тоже.
burduh: (Default)
2012-12-12 09:45 pm

Раз пальцовка, два пальцовка...

Про развитие мелкой моторики часто и много говорят на родительских ресурсах, но в музыкальное (и общее, кстати) образование тема, в общем, не проникла. Ну, лепка и прочие "мы писали-писали, наша клавиатура запылилась" не в счет.
Кстати, клавиатура и курсы скорописи для поколения индиг сделали, пожалуй, не меньше, чем некоторые другие вещи, о которых я попытаюсь говорить здесь.  )
burduh: (Default)
2012-12-08 09:50 pm

Как Леонид Иосифу ответил

Речь, в общем, не про руководителей одного уже несуществующего государства, а о двух деятелях культуры:

- Иосиф

- Леонид

Я бы не стал это называть стебом. Я бы назвал это вежливой расстановкой точек.

burduh: (Default)
2012-12-06 08:17 am

Блуждающие точки

Яркий образ, даром, что в миру они чаще называются floating points и несут вполне практический смысл.