burduh: (Default)
[personal profile] burduh
...позанимаюсь тоже антропологией, как это делал неоднократно рекомендуемый мною к прочтению Франк Заппа. Эпиграф, впрочем, оставлю тот же:

По своему богатому опыту дирижера, солиста оркестра и простого слушателя я знаю о всеобщем и повсеместном злоупотреблении властью, зависящем от того, в чьи руки она отдается в данный момент. Оркестр, осознающий свою власть над дирижером, к которому он может испытывать неприязнь по любой причине, от отсутствия музыкальности до простой необщительности, нередко пользуется этой властью так же безжалостно, как и дирижер, употребляющий власть лишь потому, что ему не нравится цвет лица скрипача или как тот сидит во время игры. Ученые мужи могут сколько угодно рассуждать об «авторитете» дирижера, о его «работе с палочкой» и «знании партитуры», но в действительности управление оркестром осуществляется чаще всего на куда более прозаической основе экономических отношений.

Оскар Левант, «К вопросу о невежестве» (1942).

Итак, по моим многолетним наблюдениям, музыканты в российских просторах делятся достаточно четко по группам, заданным в свое время составителями советских образовательных стандартов (впрочем, и не советских даже - фильм "Серебряные струны" тому пример). Конечно, тут абсолютизировать не стоит, я говорю, скорее, про "консерватОрские" (но не консервАторские) города, где за соблюдением этой традиции следит специально обученная масса граждан.

Группы следующие: теоретики (ОТМ), пианисты (ФПО) и струнники (ОСИ), вокалисты (ВО), дирижеры-хоровики (ДХО), духовики (ОДИ), народники (ОНИ). Ударников готовят существенно меньше, мой опыт с ними мало совпал. Деление довольно традиционное, по семействам инструментов.

Но, на мой взгляд, можно эти группы соединить по репертуару, тогда групп будет поменьше:

- репертуар условно-классический (ну примерно с Баха до примерно 20 века). В основном достаточно узкий пласт западно-европейской музыки (хотя при желании в нее можно зарыться так, что мало не покажется), с некоторой русской классикой, написанной с использованием похожих лекал (повторюсь, я очень грубо сейчас режу). Эти люди в основном учатся на то, чтобы играть музыку в специально подготовленной среде (филармонии, БЗК и т.п.). За самой музыкой, как правило, тянется большой шлейф устной и письменной истории и, соответственно, образуется канон. Строгий достаточно. Сюда попадают теоретики (хотя это вообще очень интересный класс граждан), пианисты и струнники почти полностью, некоторые вокалисты и духовики (дерево, а также очень хорошая медь).

- репертуар условно-народный, джазовый и эстрадный. Тут граждан объединяет импровизационность и свобода интерпретации (степени свободы разные). Кстати, забавно, в книжке "Музыка народов Азии и Африке" в статье про азербайджанский мугам (привет, друг!) про то же разделение внутри одного жанра идет речь. В эту группу попадают народники, джазовые пианисты (мало их), вокалисты-эстрадники и часто дирижеры-хоровики, духовики частично. Ситуации, в которых эта музыка может слушаться, крайне разнообразны. Соответственно, им приходится реагировать, постоянно и на разное. Каноном тут уже сыт не будешь (в буквальном смысле слова).

Разность отношений со средой порождает фенотипическую разность, которую порой обостряют. А на самом деле этого разделения не существует.

From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

burduh: (Default)
burduh

February 2016

S M T W T F S
 1234 56
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 25th, 2017 06:05 am
Powered by Dreamwidth Studios